Первая примитивная Виртуальная Реальность (ВР), была создана в 1990-х годах. С тех пор люди далеко продвинулись в технологии образов и звуков окружающей среды. Ранние версии ВР не были реальными, но к середине двадцать первого века ВР прочно вошла в быт людей не только как развлечение, но она использовалась для более серьезных дел. После 3-й Мировой Войны эта технология больше не развивалась.

Главная проблема в создании ВР была проблема физики. Независимо от того, как бы хорошо компьютер не проектировал образы, звуки или что либо другое, но тем не менее человек на самом деле не чувствовал себя в другом мире. Хотя костюмы для передачи физических ощущений были разработаны в 2120-х годах, но и они не давали ощущения реальности.

Было необходимо создать такую среду, в которой человек мог бы ощущать себя как в реальности. Это стало возможно в 2315 году, когда изобрели репликатор. Репликатор, который был основан на технологии телепортатора, мог создавать и удалять любые физические объекты

Первый "голодек" появился в 2328 году. Для этого была использована маленькая комната, оборудованная набором голографических проекторов, которые воспроизводили реальные образы на стены, пол и потолок. Репликатор материализовал различные объекты в этой комнате, например траву и деревья. Поэтому пользователи больше не приносили различное оборудование и декорации с собой - этим занимался репликатор.

Ранние модели голодеков имели несколько ограничений. Например, неосторожный пользователь мог столкнуться со стеной или если несколько пользователей были в голодеке, то они могли отходить друг от друга только на небольшое расстояние, ограниченное размером голодека. Главная проблема голодека была в создании каких либо персонажей. Хотя проектор генерировал различные образы людей и животных, но пользователи голодека не могли прикоснуться к ним.

Более современные модели голодеков преодолели эти проблемы. Современный голодек генерирует силовое поле между полом и потолком, и если пользователь начинает приближаться к стене, то силовое поле начинает действовать на пользователя так, что он начинает шагать на месте, а компьютер перемещает образы объектов навстречу пользователю, создавая эффект движения. Объекты, достигшие противоположной стены дематериализуются, а объекты, которые появились в пространстве комнаты начинают материализоваться.

Вторая проблема была решена путем "внутреннего разделения" голодека. Если два человека войдут в голодек и начнут двигаться в противоположных направлениях, то они смогут идти только до тех пор, пока они не достигнут стены. Эффект "шага не месте" может создать иллюзию движения только для одного пользователя, но если пользователей несколько, то иллюзии не получается.

В современном голодеке компьютер бы определил, что создается такая ситуация. Если такая ситуация возникла, то компьютер в середине комнаты создает голограмму, которая показывает одному пользователю удаляющееся изображение другого пользователя. По сути дела образуется два голодека в одном. Если пользователи начинают идти друг к другу, то в определенный момент компьютер убирает голограмму, находящуюся посередине голодека, сливая два голодека в один. Современный голодек позволяет находится там нескольким людям, которые могут ходит по нему в каких угодно направлениях независимо друг от друга.

Объекты голопалубы, не что иное, как фотонные образы, генерируемые проекторами в масштабах установленных координат. Управляется вся конструкция модулями компьютеров, управляемыми Центральным Ядром корабля и связанными с ним компьютерной информационной сетью. Степень детализации и интерактивности зависит от мощности программы, компьютерных модулей и систем голографического компьютера. Техническое исполнение проекторов и генераторов играет роль, но скорее второстепенную.
Любой объект существует в пределах зоны действия голопалубы корабля, так как проекторы создают направленную проекцию в пределах отсека и не направлены по другим векторам. Подобное удалось изменить на кораблях класса Интерпид. Проекторы голографического объекта компьютерного доктора удалось воссоздать в других отсеках. Это оказалось очень удачным экспериментом, и дало возможность воплотить ценный опыт на других кораблях флота.

Голодеки бывают различных типов и размеров. Предполагается, что Федерация имеет лучшие модели голодеков. Однако, это далеко не так. Существуют расы, уровень технологий которых намного выше в этом отношении, чем у Федерации. Большой скачок в развитии фотонной репликации был замечен во время первых лет полёта корабля Энтерпрайз, осуществлённый Бинарцами.
Один из нештатных, однако, один из самых ценных примеров использования голодека отмечен во время инцидента с офицером Барклаем Реджинальдом, который использовал реплицированные модули как многозадачный интерфейс, а компьютерный доступ, как мост и систему доступа к командам и системам корабля. Этот опыт был учтён, однако пока не нашёл воплощения в технологиях Федерации.

Один из самых неожиданных, однако, преступных воплощений технологии голопроекции, был отмечен в проекте под управлением адмирала Доггерти, в год 2375. Создан был голокорабль для перемещения населения Ба'Ку на другую планету против их воли.

На данный момент, это одна из систем корабля, которая отключается принудительно и в обязательном порядке в случае нехватки энергии.

Материал взят: http://startrek-russia.ru/index.php?pid=226
Спасибо William T. Riker